Даже ученые соглашаются с тем, что хороший шопинг может вывести из депрессии любого человека, особенно женщину. Однако плохое настроение может вернуться и ударить с двойной силой, когда ожидания не оправдались, – товар оказался низкого качества.
С точки зрения российского законодательства, проблем у россиянина с некачественным товаром быть не должно, ведь существует много возможностей (законных), чтобы защитить свои интересы.
Ошибочное мнение, что при продаже некачественного товара всегда виноват магазин. Судебная практика последнего времени показывает, что не всегда прав покупатель, даже если он приобрел некачественный товар. А причиной тому выступают ошибки, которые допускаются покупателем во время реализации своих прав.
Итак, рассмотрим два показательных примера из судебной практики, которые доказывают, что клиент прав не всегда.
В соответствии с законодательством, технически сложный товар (к этой группе товаров относят и мобильные телефоны), можно вернуть продавцу в срок 15 дней после передачи потребителю, если в нем обнаружены недостатки. При этом оговорок в законе, насколько недостаток должен быть значительным, нет.
Так, гражданка купила телефон, а спустя 5 дней после совершения покупки камера «отказалась» работать. Она отправила письменное уведомление продавцу с требованием вернуть деньги за телефон. В ответ продавец предложил предоставить телефон, чтобы провести экспертизу, установить факт и причину поломки.
Однако гражданка этого не сделала. Она самостоятельно обратилась в экспертную организацию, где ей сказали, что в телефоне имеется дефект камеры. С этим заключением она пошла в суд, в иске было требование о возврате денежных средств. Суды двух инстанций вынесли положительное решение в пользу женщины, а Верховный суд стал на сторону продавца.
Согласно закону, продавец либо импортер обязан принять товар от покупателя, если имеются претензии, осуществить экспертизу за свой счет. Потребитель может присутствовать при проведении экспертизы, обжаловать заключение экспертов, если оно его не устраивает.
Когда гражданка отказалась от экспертизы за счет продавца, то нарушила его право на установление причины поломки в мобильном телефоне. А продавца освобождают от ответственности, если он сможет представить доказательства, что дефект случился по вине потребителя, третьих лиц.
В этом деле гражданка не исполнила свою обязанность – не предоставила товар продавцу для проведения экспертизы, поэтому в иске отказали.
Продавцом был установлен гарантийный срок на машину – 2 года. Спустя 5 лет покупатель обнаружил, что авто было перекрашено, о чем продавец умолчал во время продажи. Гражданин обратился в суд с требованием, чтобы ему вернули деньги, поскольку это существенный недостаток.
Суды первых инстанций стали на сторону гражданина, но позиция Верховного суда другая. Он акцентировал внимание на том, что по истечению гарантии все претензии, которые связаны с качеством авто, можно предъявлять только изготовителю либо импортеру.
При этом требуется представить неоспоримые доказательства выявленного дефекта, которые не являются виной покупателя. Продавец же должен отвечать за все дефекты проданного товара только в рамках периода гарантии. Гражданину надо обращаться с претензией к предприятию-изготовителю.