Достаточно часто в России происходят жилищные реформы, но у граждан по-прежнему остается много вопросов на тему квартирной платы, чем они получают ответов. Так, ЖК РФ предусматривается, что плата за жилое помещение, находящееся в частной собственности, включает в себя такие пункты как содержание, КУ и капремонт многоквартирного дома.
Однако на практике владельцы недвижимости часто наблюдают в своих квитанциях дополнительные сроки, например, оплата домофона, лифта либо консьержа.
ЖК РФ не предоставляет информации, которая дала бы прямой ответ на вопрос, обязан ли собственник платить либо нет. Поэтому истину нередко находят в суде. С учетом судебной практики рассмотрим, какие платежи предстают обязательными, а какие добровольными.
Итак, квартирная плата, когда жилье в частной собственности, подразумевает делать отчисления на капитальный ремонт, содержание жилых помещений и КУ.
С последними все понятно – в квартире есть горячая/холодная вода, электричество и газ, поэтому владелец должен платить компании за ресурсы, которые поставляются в жилое помещение. Суммы рассчитывают на основании тарифов и показаний приборов учета.
Капремонт – это вид платежей, который идут на определенные ремонтные работы, направленные на восстановление технических характеристик многоквартирного дома. Типы ремонтных работ и правила осуществления четко прописываются в законодательных актах, соответствующих постановлениях Правительства РФ.
Что же касается пункта о содержании жилья, то полный список услуг прописан в постановлении Правительства «О минимальном списке услуг и работ, которые требуются для обеспечения надлежащего состояния общедомового имущества и доме». В этом же документе регламентирован порядок проведения и выполнения.
Однако в документе отсутствует информация о домофоне, консьерже, видеонаблюдении и др. услугах, которые можно отнести к категории дополнительных.
Когда квартира располагается на последних этажах высотного дома, то без лифта добраться достаточно проблематично. Поэтому вопросы с оплатой содержания либо ремонта лифта отпадают. Ведь если пользуешься, надо платить, и это вполне справедливо.
Но как быть жильцам 1-2 этажа, когда они никаким образом не зависят от исправности лифта, не пользуются им? Этот вопрос неоднократно поднимался в суде – и самое интересное в том, что по нему существует две позиции судов, которые противоречат друг другу.
Верховный суд не поддерживает собственников квартир на 1-2 этаже, считая, что лифт – общее имущество, поэтому нести расходы обязаны все собственники недвижимости без исключения. И совсем не важно, пользуется ли им жилец либо нет.
Мнение Конституционного суда другое – он полагает, что ЖК РФ прямо не запрещает общему собранию установить разные ставки квартирной платы в зависимости от определенных обстоятельств (например, площади квартиры, категории помещения в доме и пр.).
Поэтому жильцы нижних этажей могут и не платить за лифт, если общее собрание собственников примет их позицию.
Все суды сходятся во мнении, что домофон выступает общедомовым имуществом – ведь это не только отдельная трубка в квартире жильца, но и цельная система электронного запирающего устройства входной двери подъезда, которая подключена к связи. Однако плата обусловлена тем, как происходило оформление подключения:
Во втором случае плата за домофон не противоречит законодательству. Если же отсутствует решение на общем собрании, то взимание платы незаконно.
Вопрос оплаты услуг дежурного в подъезде поднимался неоднократно, рассматривался Верховным судом. Гражданка К. обратилась с жалобой на УК, которая стала выставлять каждый месяц счет в размере 1400 рублей – на заработную плату консьержу.
Самый интересный момент в том, что именно в подъезде гражданки К. дежурства не было, оно было организовано только в одном – центральном подъезде, где были установлены пульты с сигнализацией.
Все суды ей отказали, но Верховный суд занял другую позицию. Так как услуги дежурного по подъезду не предусмотрены минимальным списком услуг по содержанию общедомового имущества дома, они выставляются к оплате только на основании решения общего собрания собственников.
Собрание по поводу найма консьержа было проведено, но в протоколе отсутствует информация о принятом решении, а также не расписан перечень обязанностей и условия работы дежурного. По этой причине решение на собрании не имеет законной силы, значит, строку в квартплате, которая касается консьержа, можно игнорировать.