Банковская карта – самый популярный финансовый инструмент, благодаря которому совершаются различные платежи. Российские банки предлагают клиентам различные карты – дебетовые и кредитные. Они позволяют распоряжаться своими и заемными деньгами на вполне выгодных условиях.
Потеря пластиковой карты может привести к негативным последствиям, даже если она пустая – на ней нет денежных средств. Если владелец своевременно не сообщит о потере банку, не заблокирует карту, то ее сможет использовать третье лицо, даже если на ней нет средств.
Рассмотрим преимущества использования банковских карт, а также выясним, какова ответственность за потерю карты?
Пластиковые карты бывают дебетовые – на них хранятся собственные деньги гражданина и кредитные – на них находятся средства банка, которыми может пользоваться клиент.
Преимущества банковских карт:
Основное достоинство пластиковых карт кроется в их универсальности. Пользователи любой финансовой системы могут пользоваться картами не только в России, но и за рубежом. При этом на фоне перевозки карты через границу не нужно декларировать средства, которые находятся на ней.
Буквально на днях Верховный суд рассматривал интересное дело, которое стало прямым доказательством того, что потеря банковской карты приводит к более серьезным последствиям, нежели потеря денежных средств, находящихся на ней. Поэтому за потерю карты, даже если она пустая, владельцу грозят штрафные санкции.
В суде рассматривали ситуацию. Гражданка М. пострадала от мошеннических действий. Все средства, которые были у нее на карте, списали. В общей сумме это 500 тыс. рублей. Вся история началась с обычного СМС. Злоумышленники действовали стандартно.
На телефон гражданки М. поступило сообщение, что ее банковская карта заблокирована. Для разблокировки предлагалось позвонить по номеру телефона, указанному в СМС. Женщина позвонила, в ходе разговора злоумышленники узнали номер ее карты, пароли, паспортные данные.
«Проверка завершилась успешно, блокировку отменили». Однако через 5 минут гражданке позвонил на телефон настоящий представитель банка и поведал, что с ее карты произошло списание. В ходе судебного разбирательства было установлено, что злоумышленники перевели все средства с банковского вклада на карту гражданки С., после обналичили. Банк приостановил операцию на счете 87 тыс. рублей.
Гражданка М. подала иск с требованием взыскать похищенные средства с гражданки С. При этом С. уверяла, что она не получала никаких денег, а карту, на которую осуществлялся перевод, она потеряла давно. Поскольку денег на карте не было, С. не обращалась в банк с просьбой заблокировать карту. Кроме того, гражданка С. уверяла, что к пластиковой карте был привязан чужой телефонный номер.
В ходе судебного разбирательства было постановлено, что С. невиновна, поэтому денежные средства возвращать гражданке М. не будет.
Однако Верховный суд не согласился с подобным вердиктом. Поскольку перевод денег был подтвержден соответствующими документами (выписки из банка), между гражданками отсутствуют какие-либо договоренности, то деньги следует вернуть. И тут в силу вступает правило неосновательного обогащения. В частности, получатель средств должен представить доказательства, что у него были законные основания.
На фоне потери пластиковой карты владелец автоматически не лишается счета и права распоряжения средствами, ведь не обязательно использовать саму карту, можно прибегнуть к другим финансовым сервисам (Интернет-банкинг). Поэтому гражданке С. нужно доказать, что она действительно не могла воспользоваться деньгами.
И ей будет сложно доказать свою непричастность, поскольку С. своевременно не сообщила банку, что она потеряла карту. Позиция Верховного суда сводится к тому, что владелец карты, по которой проводятся мошеннические операции, считается виновным, если ему не удастся доказать свою непричастность.