Классическая ситуация – незадавшееся утро, спешка на работу, магазин, в котором нет сдачи с крупной купюры. И продавец предлагает оставить товар, быстро «прогуляться» в другое место, чтобы поменять деньги. Или накупить товаров на имеющуюся сумму без сдачи. Ведь вчера вечером кассу сняли, и выдать сдачу просто нечем!
И что делать в такой ситуации? Вариантов мало – отстаивать свои права либо просто уйти без покупки. Но на самом деле каждый человек обладает минимум пятью правами в магазине, однако ими не пользуется.
Недостаток информации и отсутствие правовой грамотности приводят к тому, что покупатели нередко выполняют множество придуманных требований магазинов, которые являются нарушением закона.
Клиент всегда прав! Однако это утверждение только на словах, в современной жизни чаще «правы» бывают продавцы. И любое требование покупателей заканчивается скандалом. Итак, рассмотрим права покупателя в магазине.
Понятно, что с большим пакетом ходить по магазину неудобно, поэтому его оставляют в камере хранения. Однако охранники в торговой точке часто выдвигают требование оставить личные вещи в камере хранения.
Сейчас они имеются во всех магазинах. Цель торговой сети – предупредить воровство со стороны покупателей. Но если вы не хотите оставлять что-то в камере хранения, причем вне зависимости от причин, никто заставить не может. Поскольку договор по закону носит добровольный характер.
Пожалуй, все мы наблюдали небольшие листочки формата А4 рядом с камерами хранения, где написано, что магазин ответственности за сохранность оставленных вещей не несет. И это «филькина грамота». Торговая сеть устанавливает камеры хранения, значит, несет полную ответственность за сохранность оставленных вещей. Статья ГК РФ 891 пункт 3.
Расстановка товаров осуществляется магазином, вернее сотрудниками, и ответственность за нее несет торговая сеть. Полки должны находиться на определенном расстоянии (оно обусловлено квадратурой торговой площади), а проходы категорически запрещено нагромождать.
Если вы случайно задели товар, он упал и испортился товарный вид, либо разбился (например, бутылка с соком), то оплачивать вы его не должны. В ситуации, когда вас буквально заставляют оплатить испорченный товар, нужно вызывать полицию.
Многие магазины запрещают на словах и на бумаге делать фото, снимать на видео. Нередко можно наблюдать на входе «запрет съемки». Однако такие бумаги не несут правовой нагрузки, и даже внутренний регламент торговой сети не имеет права устанавливать такие правила.
Магазин – это место общественного назначения, а не частная собственность. А граждане обладают правом собирать информацию любым способом, в том числе посредством фото- и видеосъемки.
И вернемся к классическому примеру, который мы упомянули в начале статьи. Если сотрудник говорит, что он не может дать вам сдачу, вы вправе ее требовать. Данное право покупателей регламентировано письмом Роскомторга от 17 марта 1994 года под номером 314/32-9. В нем четко прописано, что нельзя предлагать покупателю дополнительный товар или требовать, чтобы он самостоятельно разменял деньги.
Нередко права покупателей нарушаются, и часто ситуация заканчивается скандалом. Хотя можно найти компромисс – продавец может дать сдачу со своих денег либо попросить покупателя подождать около кассы. Тут уже каждый решает для себя, какой вариант более приемлем.