Даже полноправный собственник жилого помещения не является хозяином всего имущества, которое находится на его площади. Законодательством установлен определенный регламент пользования имуществом многоквартирного дома. Учтены и особенности проживания в нем.
Имущество бывает:
На основании этого распределяются обязанности по содержанию имущества – надлежащее состояние внутриквартирного должен обеспечивать собственник, а общедомового – управляющая компания.
Регламент содержания общего имущества указывает, что ответственность УК заканчивается на отрезке трубы, где располагается первый кран отвода от стояка. Далее следует участок, который находится в собственности владельца недвижимости. А это означает, что именно он должен поддерживать надлежащее состояние для полноценной эксплуатации.
Если что-то приходит в неисправность в этой зоне, то собственник за свои средства должен устранить проблемы. Другое дело, если возникает необходимость ремонта либо замены стояков – вертикальных труб. Это имущество общедомовое. И устранять неполадки должен ЖЭК.
Однако практика показывает, что работники коммунальных служб не спешат на помощь. Часто собственник получает устный отказ. Именно поэтому надо обращаться в УК с письменным заявлением. Лучше сделать копию, ее оставляют у себя. В заявлении пишут, что трубы нуждаются в замене/ремонте по такой-то причине.
При получении отрицательного ответа надо требовать проверку коммуникаций и заключения об их техническом состоянии. Если коммунальщики опять откажут, то нужно требовать письменный ответ с указанием причин. Этот документ обязательно пригодится, если случится так, что трубу прорвет, затопит соседей.
Еще один вариант устранения проблемы – самостоятельная замена. Но действия нужно обязательно согласовать с управляющей компанией. Как правило, для ремонта собственники нанимают стороннюю организацию, и есть риск некачественной работы. В этом случае договор о выполнении работ также пригодится, если будут проблемы в дальнейшем.
Иногда УК отказывает в замене труб вполне обосновано. Например, если собственник хочет перенести трубы в санузле, поскольку они ему мешают воплощать в жизнь дизайнерские идеи.
Оформляют заявление в свободной форме. В нем нужно описать ситуацию, рассказать о состоянии труд, дефектах (например, ржавчина, подтекание и пр.). Не лишним будет указать, что отсутствует задолженность за коммунальные услуги, нет просрочек по оплате.
Внутриквартирное имущество в надлежащем состоянии должен поддерживать собственник, а общедомовое – управляющая компания. И ответственность за вред, который причинен ненадлежащим состоянием имущества, распределяется по такому же принципу – виноват тот, кто должен нести ответственность за имущество.
Кажется, все четко и понятно. Но практика показывает иное. Даже суды часто расходятся во мнении, когда назначают виновника причиненного ущерба.
Условно – в квартире прорвало трубу, были затоплены несколько этажей. Кто виноват, кто будет оплачивать ремонт? Общедомовое имущество находится во владении УК, следовательно, ей и платить. К общедомовому имуществу относят все стояки отопления и водоснабжения, а также все их ответвления вплоть до первого отключающего прибора в квартире. Дальше уже ответственность собственника.
Но как быть в ситуации, если часть стояка, находящаяся в квартире, была заменена владельцем жилого помещения? Такое встречается часто.
Ранее виновного за затопление определяли легко – если собственник не мог доказать, что замена или ремонт по согласованию с УК, то и отвечать ему. Такое развитие событий базируется на действующих Правилах предоставления коммунальных услуг: владельцы не могут самовольно вносить изменения в инженерные системы, сливать воду и пр. (пункт 35).
Но сейчас «изначальная виновность» собственника, который сменил стояк, сменилась на «изначальную виновность управляющей компании». Ранее владельца априори признавали виновным, и он должен был доказывать обратное. Чтобы снять с себя ответственность, собственнику нужно было представить доказательства, что все его действия согласованы с УК. Если по какой-то причине они не устраивали суд, собственнику вменялось оплатить ущерб.
Но с начала 2017 года с подачи Верховного суда стали использовать иное правило доказывания – суд изначально встает на сторону собственника и признает, что он действовал с согласия УК. А вот управляющей компании уже нужно доказывать, что согласование отсутствовало, а свои обязанности она исполняла исправно.
Поэтому и результаты судов прослеживаются другие. Чаще всего ущерб возмещает УК, а не владелец недвижимости.
У гражданки М. в квартире сорвало вентиль с трубы поставки холодной воды, затопило квартиру. УК возмещать ущерб отказалась, поскольку посчитала, что была самовольная замена вентиля собственником квартиры.
Верховный суд постановит, что вентиль – это общедомовое имущество, соответственно, УК должна обеспечивать надлежащее состояние. УК не смогла предоставить доказательств, которые указывали бы на самостоятельную замену вентиля собственником. Поэтому ущерб пришлось возмещать.
Другой пример: гражданка К. сменила стояк отопления в своей квартире, но вскоре произошел прорыв трубы. УК снова отказала в выплате ущерба, поскольку ссылалась на то, что согласования не было. Суд же отметил, что нельзя сменить стояк отопления без слива воды в трубах.
Доступ в подвал по правилам есть только у УК. Значит, гражданка не могла сменить стояк, не ставя в известность управляющую компанию.