В число существенных изменений к законодательному проекту о новой пенсионной системе, от Президента РФ, можно отнести фиксированные нормы повышения пенсионных пособий на следующую шестилетку и новый регламент индексации пособий, начиная с 2025 года.
Путин ко второму чтению законодательного проекта о новой пенсионной системе в Государственной Думе внес фиксированные параметры увеличения пенсий страхового характера, на период с 2019 до 2024 года. А также предложил новый регламент индексации пенсионного обеспечения с 2025 года.
В соответствии с поправками, один пенсионный балл уже в следующем году вырастет на 7,05%, что составит 87,24 руб. А величина фиксированной выплаты (часть пенсионного пособия) будет 5334 руб. – увеличится аналогично.
В 2020 году стоимость пенсионного балла (СПБ) снова возрастет, но на 6,6%. В 2021 году ожидается рост на 6,3%, в 2022 года на 5,9%, в 2023 году на 5,6%, в 2024 году на 5,5%. А в 2024 году один пенсионный балл будет 116,63 руб. Если сравнивать с текущим значением на 2018 год, то планируемый рост составляет 43%. А фиксированная выплата увеличится также – на 43% и будет 7131 рублей.
Увеличение фиксированной выплаты и пенсионного балла будет осуществляться каждый год – 01.01.
Следовательно, пенсионное пособие вследствие старости в номинальном выражении в 2024 году будет выше на 43%. Дело в том, что страховое пособие рассчитывают по формуле – количество пенсионных баллов умножают на стоимость одного балла и прибавляют фиксированную выплату.
Данные поправки в полной мере соответствуют обещанию Правительства о том, что средний размер пенсионных пособий к 2024 году вырастет до 20 000 рублей (с настоящих 14 000 рублей).
Каждый год пенсионное обеспечение будет повышаться быстрее инфляции, потому что Министерство экономики развития прогнозирует инфляцию в пределах 4% в 2024 году. Однако реальный рост пособий будет поставлен под сомнение, если властям не удастся удержать инфляционный уровень.
Власти увязали увеличение возрастных рамок для выхода на пенсию с ростом пенсионных пособий выше темпов инфляции, однако в июньском законодательном проекте об увеличении пенсий речи нет. Комитетом Государственной Думы по труду и политике социальной направленности было сделано заключение, в котором он призвал: «законодательно установить регламент роста страховых пособий пенсионерам к темпам, которые превышают инфляцию».
В свою очередь, Президент РФ в обращении к гражданам в конце августа пообещал заложить в законодательный проект механизм ежегодного увеличения пенсионного обеспечения.
Из инициативы Президента следует, что пенсии пенсионеров, по-прежнему работающих, не индексируемые с 2016 года, в последующие годы будут увеличиваться так же, как и пенсии неработающих граждан.
В обратной ситуации требовалась бы специальная оговорка, что значения СПБ и фиксированной выплаты на период с 2019 до 2024 года, не распространяются на пенсионеров, которые по-прежнему работают.
В действующем законодательном проекте о страховых пособиях имеется механизм их индексации. То есть, прописан регламент повышения пособий в зависимости от инфляции прошлого года. С 01.02. должны увеличить СПБ, выплаты фиксированного характера. Также не исключена дополнительная индексация, которая будет 1 апреля (увеличение обусловлено определенными условиями, в частности, это рост доходов ПФР).
Если объективно, данный механизм никогда не соблюдался на 100%. Например, в 2016 году страховые пособия проиндексировали только на 4%, но это меньше, чем инфляция в 2015 году (она составила 12,9%). В нынешнем году индексация же была выше уровня инфляции.
Помимо этого, с 2015 года апрельская индексация, связанная с расчетом СПБ, не осуществлялась, так как методику расчета Правительство РФ так и не утвердило.
В итоге в 2016 году индексацию страховых пенсий приостановили до 01.01.2019 года. То есть приостановили соответствующие положения законодательного проекта, регламентирующие ежегодное повышение СПБ, фиксированной выплаты посредством индексации.
Президентом РФ было предложено продлить срок приостановки таких положений до 01.01.2025 года включительно. А после сразу же перейти на новый регламент индексации пенсионного обеспечения, при котором каждый год с 1-ого января пенсии будут увеличивать на инфляцию прошлого года.
Также не исключена возможность и второй индексации с 01.04. Она произойдет только в том случае, когда средний (за месяц) номинальный заработок за предыдущий год увеличился больше инфляции. Дополнительная индексация будет равна разнице между ростом заработных плат и ростом цен. К примеру, если номинальный заработок увеличился на 10%, а потребительские цены возросли на 5%, то апрельская индексация составит 5%.
Однако индексация не может быть больше «индекса роста доходов бюджетного фонда ПФР (на 1-ого гражданина), направляемых от работодателя, – страховых взносов».
Логика инициативы Путина заключается в том, чтобы в долгосрочной перспективе рост пенсионного обеспечения не опережал рост заработных плат в России.
Ограничение на дополнительную индексацию в аналогичной формулировке было в силе до 2016 года. Однако этот параметр не установили какими-либо нормативными актами.
«Необходимо сделать акцент на том, что методика вычисления индекса роста доходов бюджета ПФР, если рассчитывать на одного пенсионера, не разработана. В предыдущие годы ПФР и министерства брали определенные, но нигде не описанные, не утвержденные процедуры расчета», – прокомментировали экономисты РАНХиГС.