У недобросовестных продавцов находится много аргументов на вопросы, почему ценник на один товар располагается рядом с похожим товаром или цена на кассе отличается. Овладев долей рынка, сети чувствуют себя до такой степени свободно, что часто пренебрегают общими правилами ведения торговли.
Если покупатель обнаруживает нарушение, а это чаще всего происходит на кассе, поскольку сумма в чеке больше, чем ожидалось, объяснения «простые»: не хватает сотрудников, не успели, не проконтролировали и пр.
Приобретая товары в магазинах самообслуживания, – а это 99% торговых точек, покупатель ориентируется в первую очередь на ценник, который располагается рядом с тем или иным продуктом. Поэтому к нему и предъявляют особые требования.
По закону ценник обязан содержать полную и исчерпывающую информацию, касающуюся стоимости за единицу либо определенный вес и полное наименование продукта.
Изучив информацию на ценнике, покупатель принимает решение – покупать или нет. Но часто на кассе выясняется, что стоимость продукта несколько выше, чем на ценнике в торговом зале. А это квалифицируют как обман потребителей. При жалобе магазину грозят штрафные санкции, а при обращении в суд – судебное разбирательство.
В большинстве случаев в больших гипермаркетах встречаются устаревшие ценники. Когда новая стоимость товара пришла, но сотрудники не успели заменить ценники в торговом зале. Но в этом случае покупатель не виноват, поэтому имеет полное право совершить покупку по той цене, которая заявлена в магазине.
В судебной практике недавно был новый прецедент. И ситуация с ценником была не простой, как обычно. Человек купил сок по акции, его стоимость составляла 25 рублей. Когда он рассчитывался на кассе, ему пробили сок за 37 рублей. На ценнике была указана стоимость за 200 мл напитка, а гражданин взял полулитровый пакет.
Безусловно, поступило требование вернуть разницу. Пусть она и не большая, но это тоже деньги. А магазин отказался. И принципиальный гражданин отправился в суд.
Суд первой инстанции не нашел нарушений со стороны магазина. Ведь ценник на самом деле содержал всю необходимую информацию. И стоимость указывалась именно за 200 мл напитка, а не за 500 мл.
Помимо этого, ответчик упирал на то, что в магазине имеются электронные устройства, благодаря которым покупатель может узнать стоимость любого товара в магазине. Так, никаких признаков обмана потребителя нет. Суд в иске отказал.
И гражданин, заплативший за сок больше, чем ожидал, подал жалобу в апелляционный суд. И он уже вынес прямо противоположное решение.
Судом было постановлено, что ценник содержит всю требуемую информацию, но располагается не под тем товаром, где должен быть (были представлены фотографии витрины). На фото было видно, что ценник за 200 мл сока располагается под пакетом напитка в 500 мл, соответственно, покупатель и подумал, что это его стоимость.
Судом было установлено, что такое расположение ценника является обманом и нарушением прав покупателей, поэтому магазину был назначен штраф. А еще предписание, на основе которого он должен оплатить моральный вред потребителю.
Если возникла аналогичная либо похожая ситуация, надо жаловаться. В первую очередь можно потребовать жалобную книгу. В соответствии с законодательством, магазин не имеет права отказать в ее предоставлении. В жалобе обязательно указывают контакты для связи – почтовый адрес или телефон, можно электронную почту.
Куда еще можно пожаловаться:
Неправильно установленный ценник – не под тем товаром и т.д., приводит к такой же ответственности, как и ценник с неполной или недостоверной информацией.