Чаще всего уход за пожилыми гражданами базируется на доброй воле и сострадании к бедам другого человека, поскольку отсутствует четкая и полная государственная программа, ориентированная на решение проблемы.
Нанять сиделку – дорого, поэтому многим приходится отказываться от своей работы, чтобы посвятить время пожилому родственнику, который не может самостоятельно справляться и себя обслуживать.
Ухаживающим гражданам государство выплачивает компенсацию. Но слово «компенсация» вызывает печальную улыбку, поскольку ежемесячная выплата составляет 1200 рублей. Много раз общественные организации официально обращались в Парламент, чтобы цифру пересмотрели, но их не услышали.
Единственным хорошим моментом в ситуации выступает начисление трудового стажа за весь период ухода за пожилым нетрудоспособным человеком. Чтобы оформить уход официально, надо соответствовать определенным условиям.
Формально условия таковы – трудоспособное лицо, которое нигде не работает, не получает какой-либо социальной помощи (пенсионное обеспечение и пр.). Казалось бы, условия просты, но на практике нередко происходит, что человек не соответствует требованиям ПФР.
Помощь пожилому родственнику или постороннему человеку – не просто хлопотное занятие, но и тяжелый труд, который, увы, не ценится в нашей стране. Уход подразумевает организацию питания, обслуживания – гигиеническое, бытовое, хозяйственное и пр.
Разным людям требуется различная помощь в зависимости от самочувствия, общего состояния здоровья. Нередко пенсионеры оформляют с ухаживающим человеком договор, в котором прописывают дополнительные условия:
Опека над пожилым человеком не дает права наследования. Если одинокий пенсионер сам решает оставить трудоспособному помощнику собственность в качестве наследства, то необходимо составить завещание.
Законодательство связывает право ухода за пожилым человеком с трудоспособностью помощника, а не его возрастной группой. Заключить договор по уходу может лицо старше 16-летнего возраста без каких-либо препятствий. Если предполагаемому ухаживающему 14 лет, то понадобится согласие одного из родителей, органов опеки.
Так, лицо 16 лет может оформить уход за пожилым гражданином, без необходимости предоставления дополнительной документации. А вот в 14 лет надо предоставить письменное согласие родителей, документ от органов опеки, свидетельство о рождении.
Если в регионе, где проживает несовершеннолетний ребенок, отсутствует орган попечительства и опеки, то согласие дает местная администрация.
В дальнейшем, если ребенок поступит учиться в ВУЗ и будет получать стипендию, это не основание для прекращения договора. Если же он будет работать по гражданско-правовому или трудовому договору, то он не вправе ухаживать и получать компенсацию.
НК РФ предусматривает уход за пожилым человеком в качестве основания для освобождения от страховых отчислений на пенсионное обеспечение ИП, адвокатами, нотариусами и др. самозанятыми гражданами. Однако имеется условие – в этот период такие лица не должны заниматься профессиональной деятельностью.
Длительность ухода за человеком с нетрудоспособностью подтверждается Пенсионным фондом РФ. Основание – заявление ухаживающего человека в ПФР для ухода, если в этот период он не занимается никакой деятельностью. На весь период ухода человек освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
В законодательстве не прописано, что ухаживающий человек и опекаемое лицо должны проживать совместно на одной территории. Поэтому отказать в назначении компенсации Пенсионный фонд не имеет права.
Однако если пожилое лицо обратиться с заявлением в ПФР, в котором напишет, что уход не осуществляется, то работники вправе провести проверку. Если подтвердится, что уход – это только на бумаге, а в действительности нет, то компенсационные выплаты сразу же прекращаются.
В 2018 году в силу вступили поправки в регламент назначения компенсации по уходу за гражданином с нетрудоспособностью. Пенсионный фонд не может требовать документы, которые подтверждают факт прекращения трудовой деятельности ухаживающим лицом, если в базе имеются эти сведения.