Когда хочется купить действительно свежее молоко, часто приходится лезть в глубину полки, потому что перед взором стоят бутылки/коробки, у которых срок годности вот-вот закончится. Как показывает практика, более свежие продукты всегда находятся как можно дальше от покупателя – прикрыты аналогичным товаром с другим сроком годности.
Покупатели уверены, что таким способом магазины пытаются их обмануть. Поэтому и приходится набирать овощи и фрукты с нижних ящиков, фарш доставать с самого дна холодильника, а йогурт выуживать с глубины полки. Такие поиски не добавляют красоты прилавку.
Зачем же нужна такая ротация, если это неудобно, покупателям это не нравится, и практика магазинов вызывает только недовольство?
Этот принцип звучит как «first in, first out». И его придерживаются во всех крупных торговых центрах. Если будет обнаружено, что продавец выставляет товар без учета принципа FIFO, то его ждет штраф. Например, могут заставить купить часть товаров из его отдела.
«Первый пришел, первый ушел». Это относят не только к товару, но и потребителям. Кто пришел первый, того и нужно обслужить раньше остальных.
Еще данный принцип активно применяется в некоторых странах (Соединенные Штаты). Например, кто первый подъехал к перекрестку, тот первый должен его пересечь. И никаких «помеха справа».
Производитель указывает на упаковке срок годности, тем самым гарантирует, что продукт не потеряет свои качественные характеристики до указанного числа. Если продукт «в сроках», то он на витрине, в противном случае утилизируется. По идее покупать можно все, что находится на витринах в магазине.
Безусловно, магазины хотят продать весь заказанный товар, поэтому более старые продукты выставляют вперед. Эффективность для торговли – нормальное желание любого магазина. Чтобы избежать потерь, многие магазины делают скидку, когда до истечения срока годности остается несколько дней. У покупателя всех есть выбор, какой взять товар. Тот, который ближе всего к нему или находится на задворках.
Когда покупатели будут брать только товар, который произведен сегодня/вчера, то у магазина нивелируется возможность прогнозировать потребность в той или иной продукции на несколько дней вперед.
Все это может привести к пустым полкам либо масштабным списаниям, соответственно, денежным потерям. Как результат, два этих сценария отразятся на стоимости. А повышать цены не всегда выгодно, потому что для большинства людей ценник – основной критерий покупки.
На краю лежит батон, который испекли два дня назад. Покупатель может взять этот, либо перекопать весь отдел, отыскивая максимально свежий. Можно взять батон с соседней полки либо вовсе отправиться в другой магазин. У нас свободная страна.
Если бы курица могла реально пролежать в холодильнике заявленную производителем неделю, а не «завонять» на 3-й день, то у покупателей было бы меньше опасений при приобретении продуктов близких к истечению срока годности.
Пока отсутствует доверие, а цена ошибки – здоровье и деньги, то все потребители будут искать лучший товар. Это нормально.
Таким образом, у магазинов отсутствует цель обмануть покупателей, просто это практика многих магазинов, которой сотрудники обязаны придерживаться.