Мы часто приходим в магазин и недоумеваем, почему наш любимый товар отсутствует на привычном месте? Он неожиданно был перенесен на другую полку либо вовсе отправился в другой отдел. Это хитрый маркетинговый ход? И зачем он нужен, если покупателям не нравится?
Сотрудники магазинов также не в восторге от таких перестановок, потому что им каждый день приходится менять товары местами. Узнаем, кому это нужно и почему.
В крупных торговых центрах и маленьких сетевых магазинах всегда стараются прописать конкретный бизнес-процесс. Каждое действие сотрудника подчиняется определенной инструкции, имеет свою цель. Перестановка товара в магазине преследует единственную цель – увеличение продаж.
Многие магазины стараются заработать буквально на всем. Так, сетевой магазин может поставить дополнительный паллет в зале. И это действие стоит около 50 тыс. рублей в месяц. А если скоро праздники, например, Новый Год, то стоимость возрастает в 4-5 раз.
На фото планограмма, о ней часто спрашивают на собеседованиях при устройстве на работу в магазин.
Планограмма – главный инструмент продвижения товаров на рынке. Она представляет собой график расположения товаров в виде рисунка. С помощью оной представитель фирмы смотрит, правильно ли расположены товары, соответствует ли ассортимент указанной торговой марке, какое количество площади занимает тот или иной товар и пр.
Планограмму разрабатывают по заказу производителя либо по заявке магазина. При разработке во внимание принимают такие моменты:
Все эти вопросы разрабатываются специалистами, и на основании результатов составляется планограмма.
Платить нужно за все – за выкладку товара на выгодном месте, ширину выкладки, наличие различных вкусов и видов продукции.
История из жизни: сотрудник договаривался о поставке конфет в локальную сеть. Всего было 25 супермаркетов. Они выставили стоимость – 55 евро за каждый вкус конфет. Вкусов было восемь. И в итоге получилось 8 (вкусов) * 55 (стоимость одного вкуса) * 25 (количество супермаркетов) = 11 000 евро. Это стоимость «входа» на полку. И это небольшая местная сеть.
Как только кто-то из поставщиков готов потратиться на более выгодное место, сразу же меняется планограмма. Сотрудникам приходится перемещать товары. Покупатели недовольны, не могут найти продукты на привычных местах. И это замкнутый круг.
Сетями обновляется ассортимент на регулярной основе. Вводят новые продукты, нивелируют товар, который не пользуется популярностью. Процесс бесконечный. В магазине не должны быть пустые полки, за это наказывают.
Все должно размещаться в соответствии с имеющейся инструкцией. Возникшие пустоты заполняют товаром, который располагается рядом. Иногда получается так, что пустоты заполнены бесполезным товаром, а нужный продукт вовсе отсутствует. Но пустых полок нет!
Часто сотрудников заставляют оформлять акционные и кросс-продажные выкладки. Например, к пиву чипсы, одноразовые стаканчики к водке, шампанское к торту и пр.
Это момент интересный. Как в Пятерочке проверяют, что планограммы в магазине действительно обновляют? Все просто – делают фото, загружают на специализированный сайт. Там специалистом изучается выкладка, на основе этого он делает вывод о соответствии. Но можно загружать не «свежее» фото, а то, которое необходимо. И большинство магазинов именно так и делают. Администрация в курсе этого, но никаких действий не предпринимает.