В следующем году произойдет много изменений в социальной сфере, что обусловлено вступлением в силу нового закона, касающегося увеличения пенсионного возраста. Реформа до такой степени носит глобальный характер, что затронет не только пенсионное обеспечение, но и денежные выплаты, льготы, которые связаны с наступлением пенсионного возраста.
Во время обсуждения законодательного проекта неоднократно поднимался вопрос о том, что же будет со льготами, на которые имеют право граждане РФ после наступления пенсионного возраста.
Особой актуальной предстает проблема для лиц со званием Ветеран труда, ведь все льготы они получают только после назначения пенсии вследствие старости.
К радости россиян, угроза отсрочки еще на 5-летний период прошла стороной, потому что региональные власти прислушались к рекомендациям Путина и решили сохранить все положенные льготы в прежнем возрастном диапазоне, поэтому было пересмотрено социальное законодательство в этой части.
Давайте узнаем, что же будет с ветеранскими льготами, и почему многие Ветераны Труда вскоре лишатся привилегий, которые дает звание.
Теперь всем гражданам, у которых имеется ветеранское звание, льготы будут предоставляться не после назначения пенсии вследствие старости, а по достижению предпенсионного возраста. В частности, мужчины могут ими воспользоваться с 60 лет, а женщины с 55. То есть новая пенсионная система никак не скажется на ветеранских льготах.
Но все ли вопросы решены? Увы, но нет. Правительство так и не ликвидировало главную проблему, которая по-прежнему волнует людей с ветеранским званием. Наоборот имеются все основания думать, что пенсионная реформа сделает ситуацию более сложной. И уже имеются существенные предпосылки.
Подразумевается критерий нуждаемости граждан, на базе которого (наряду с возрастом выхода на пенсию) также назначаются льготы для подавляющего большинства Ветеранов Труда.
Все льготы для людей с ветеранским званием вводятся и финансируются исключительно на региональном уровне. На федеральном уровне задаются только общие рамки правового поля и регулирования статуса Ветеран труда.
В 2016 году в силу вступил новый ФЗ, который позволил региональным властям использовать показатель нуждаемости при установлении мер поддержки социального характера для граждан.
Регламент определения показателя нуждаемости еще не установили, он остается только в виде законодательного проекта от Министерства труда. Однако многие регионы уже перешли на новое социальное обеспечение – льготы предоставляют только нуждающимся гражданам, которые имеют малый доход – ниже установленного показателя.
К примеру, в Ленинградской области с этого года установили порог нуждаемости 20 790 рублей. И ЕДВ приостанавливают для тех людей с ветеранским званием, у которых доход выше установленного минимума хотя бы на одну копейку.
Необходимость пенсионной реформы объясняется возможностью повышения пенсионного обеспечения россиян. И рост пенсионных пособий планируется уже с 2019 года. Так, в следующем году пенсии вследствие старости будут подвергнуты индексации на 7,05%, а в 2020 году на 6,6% и пр.
Но порог нуждаемости такими темпами увеличиваться не будет. Хоть пенсионное обеспечение и предстает основным источником дохода, который учитывается в критерии. Что же будет в результате?
Последняя индексация пенсионных выплат в 2018 году (3,7%) уже привела к тому, что во многих регионах резко уменьшилось количество ветеранов-льготников. Вот в Самарской области льгот лишили около 10 тыс. человек. Порог дохода был 19 500 рублей, а после индексации у многих неработающих пенсионеров с ветеранским званием пенсия стала выше.
Это привело к тому, что региональным властям пришлось пересмотреть сумму максимального дохода и проиндексировать на аналогичный коэффициент. В 2019 году пенсионное обеспечение неработающих граждан планируется проиндексировать на 7,05%. Но индексация показателя нуждаемости во многих регионах не запланирована, либо в планах, однако на меньший процент.
Так в Нижегородской области в 2019-2020 гг. планируется индексация порога нуждаемости – 4%. А это намного меньше, чем индексация, запланированная Правительствам на аналогичный период. Вследствие этого еще большее количество человек лишится ветеранских льгот и привилегий.
Таким образом, регламент использования показателя нуждаемости для Ветеранов труда нуждается в масштабной доработке. В противном случае с каждым годом все больше и больше людей с ветеранским званием останется без положенных льгот. А в скором времени может вовсе нивелироваться смысл звания Ветеран труда.