Многие торговые сети, различные заведения сферы услуг для поддержания своих постоянных клиентов используют бонусные карты – клиент получает пластиковую карту, на которую начисляется N-ое количество бонусов с каждой покупки. В дальнейшем накопленные бонусы можно потратить в том же магазине, заведении.
От бонусной системы польза обоюдная: покупатель получает товары со скидкой, а магазин приобретает постоянного покупателя, поскольку у последнего имеется интерес покупать товары снова и снова, чтобы накопить бонусы.
Но практика бонусной системы показала, что у нее имеются не только преимущества, но и существенные недостатки. Их мы и рассмотрим подробно – узнаем, как посредством бонусной карты обманывают покупателей.
Вся суть бонусов заключается в том, что они имеют определенную материальную ценность. К примеру, торговый центр установил, что 1 бонус = 1 рублю. Это значит, что покупатель может купить что-нибудь за деньги либо рассчитаться бонусами, если на карте требуемое количество для совершения покупки.
В юридическом аспекте бонусы не предстают средством платежа, это одна из форм скидки на приобретение товара, но это не умаляет их экономическую ценность.
На этой особенности и базируется наиболее распространенный обман. Так, некоторые недобросовестные сотрудники, использующие бонусную систему скидок, оформляют свои личные карты на клиента и копят бонусы. Однако бонусы копятся не за счет самого сотрудника, а за счет клиента. Он покупает товары, а бонусы зачисляют на карту сотрудника.
Нередки случаи, когда покупатель предъявляет свою карту, а бонусы все равно не засчитываются ему, оказываются на карте другого человека. Это прямой обман.
Подавляющее большинство граждан не следят за соответствием бонусного баланса и цифрой на чеке, что и используется предприимчивыми кассирами.
Это довольно-таки распространенное явление. Клиент оплачивает покупку деньгами, а продавец потом отменяет платеж и проводит новый, часть заменяет своими бонусами. У клиента бонусы не использованы, выгода отсутствует. За подобную махинацию грозит наказание по Уголовному кодексу статья «Мошенничество». Но проблема в том, что покупатели о такой схеме вряд ли узнают, следовательно, возмещения вреда не будет.
Бонусы, как и безналичные средства, находятся на пластиковой карте. С ее помощью можно делать покупки, следовательно, она также интересуют мошенников. Безусловно, бонусные карты не обладают такой же ценностью, что и пластиковые карты. Но они защищены слабо, поэтому часто оказываются в поле зрения злоумышленников:
Кобрендовые карты предстают разновидностью бонусных карт, выпускаются в рамках сотрудничества с определенной торговой сетью. У них двойной функционал – дисконтная и кредитная карта одновременно.
Покупатель пополняет счет такой карты, чтобы использовать ее для расчетов, при этом получает дополнительные скидки. Например, на каждые потраченные 1000 рублей выдают бонусов на 50 рублей, и их можно потратить на покупку товаров.
Но такая карта накладывает определенные обязательства на покупателя – за использование банк может взимать комиссию, а если на счете будет минус, то его компенсируют автоматически под проценты.
Признаки того, что вам пытаются выдать кобрендовую карту:
При использовании бонусных карт рекомендуется быть внимательными, чтобы не подарить свои накопленные бонусы мошенникам.