Строительный портал Центральный полигон
Строительный портал Центральный полигон

Незаконные требования кассира при оплате товаров на кассе, нарушающие ваши права

Финальный этап любой покупки – расчет с кассиром, и его миновать нельзя. И нередко случается так, что строгая дама на кассе заявляет, что покупка невозможна по таким-то причинам. Иногда человек уходит ни с чем, жалея о потраченном времени, а в некоторых случаях идет на конфликт, отстаивая свои права.

Незаконные требования кассира при оплате товаров на кассе

Давайте рассмотрим должностную инструкцию кассира в магазине, а также выясним, насколько законно отказывать потребителю в принятии денежных средств? Примеров ситуации можно привести множество, но мы остановимся на наиболее распространенных вариантах.

Обязанности кассира согласно должностной инструкции

Должностная инструкция всегда включает в себя много пунктов и функций, которые должен выполнять сотрудник магазина:

  1. Обслуживание покупателей.
  2. Ведение кассовых документов.
  3. Обеспечение сохранности средств, которые находятся в кассе.
  4. Формирование инкассаторской сумки и пр.

Продавец-кассир – должность, которая автоматически предполагает материальную ответственность лица. Если обнаружится недостача средств, которые вверены сотруднику магазина, то он обязан возместить ущерб.

Требования к личным качествам кассира

Учитывая специфичность обязанностей кассира, в силу своей должности он должен соответствовать определенным качествам. Как правило, к кассирам выдвигаются следующие требования:

  • доброжелательность;
  • эмоциональная стабильность;
  • уравновешенность;
  • ответственность;
  • готовность постоянно обучаться;
  • внимательность;
  • хорошая память;
  • вежливость и пр.

Эти требования появились не просто так, ведь кассир – лицо, которое работает с людьми. Тем не менее, иногда сотрудники превышают свои полномочия, идя на конфликт с покупателями по разным причинам. Об этом поговорим подробнее.

Кассир требует наличные деньги, отказывается от операции по банковской карте

Все чаще и чаще мы пользуемся банковскими картами при оплате покупок – это намного удобнее, чем рассчитываться наличными средствами. Между тем, с точки зрения законодательства, магазин не прав, если лишает потребителя возможности рассчитаться посредством карты.

В 2015 году в Законе, который защищает права потребителей, появилась статья 16.1. Она вменяет в обязанность продавцам обеспечивать покупателей возможностью выбора расчета за покупки – или наличные средства, или карта.

Под угрозой штрафных санкций продавец обязан принять банковскую карту в рамках национальной системы, если:

  1. Совокупная выручка (по всем магазинам) за прошлый календарный год свыше 40 000 000 рублей.
  2. Когда выручка одного конкретного магазина свыше 5 млн руб. за прошлый год.

Если продавец, который не попадает под эти условия, отказывается принять банковскую карту, то он прав. Он вправе рассчитывать покупателей только за наличные средства.

Также основанием для снятия обязанности установки банковского терминала выступает отсутствие технической возможности подключения к Интернету. В остальных ситуациях нарушение карается штрафными санкциями. Их размер варьируется 30-50 тыс. руб.

Учитывая разъяснения Роспотребнадзора, обязанность принятия банковской карты для оплаты товара распространяется только на национальную систему, то есть на карты МИР. Международные карты принимаются к оплате, но продавец вправе отказать, и это не противоречит законодательству.

Когда товар становится дороже на фоне оплаты банковской картой

Когда продавец принимает карту к оплате, то запрещено законом устанавливать различные цены на товары в зависимости от формы расчета. При безналичных расчетах продавцу нужно уплачивать комиссию банковской организации. По этой причине часто продавцы комиссию перекладывают на покупателей, что является нарушением закона.

Если при оплате банковской картой стоимость товара неожиданно повышается, то нарушение карается штрафом в размере 30-50 тыс. руб.

Не принимают рваную купюру, требуют заменить

Центральным банком РФ признаются вполне платежеспособными купюры, которые обладают:

  • потертостями;
  • загрязнениями;
  • надписями постороннего характера;
  • оттисками штампов;
  • проколами;
  • маленькими отверстиями.

Помимо этого, надорванный угол, либо его отсутствие – это не основание считать банкноту непригодной для оборота. Поэтому кассир обязан принять такую купюру.

На законных основаниях кассир может не принять деньги, которые испорчены намного больше, вследствие чего из денежного оборота их изымают (например, отсутствует существенный кусок банкноты, либо она склеена из нескольких фрагментов). Такие деньги подлежат обмену в банке.

Нет сдачи – дайте без сдачи или более мелкую купюру

Законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений, которые касаются предельного достоинства банкнот для расчета за товары. Поэтому, когда продавец не принимает купюру, напирая на то, что у него нет сдачи, это нарушение закона.

Отказ принять деньги трактуется как отказ от заключения публичного договора, что нарушает права покупателя со всеми вытекающими отсюда последствиями – возмещение убытков, моральный вред, штрафные санкции.

Поэтому, если вы покупаете батон за 30 рублей, при этом даете купюру в 5 000 рублей, вам обязаны продать товар. Если же кассир выдаст сдачу мелочью, то нарушений нет – придется нести кучу монеток домой.

Когда кассир просит взять товар на сдачу

В законе не прописано, что продавец имеет право дать сдачу не деньгами, а товаром. Аргумент, например, нет мелочи, возьмите жевательные резинки или еще что-нибудь, не принимается. Это нарушение, которое наказывается штрафом.

(7 оценок)
Загрузка...
Рекомендуем к прочтению: