Оплата покупок на кассе – это заключительный этап похода в магазин. Но покупатели подходят к нему, когда уже преодолели десятки метров по торговому залу, а иногда еще и отстояли длинную очередь в кассу. Поэтому и не удивляет, что единственное желание – как можно быстрее расплатиться и поехать домой.
А таким настроением вовсю пользуются недобросовестные кассиры, ведь уставший покупатель выступает идеальным объектом для обмана. Давайте разберемся, какими приемами пользуются кассиры? Чтобы не быть голословными, актуальную информацию почерпнем из судебных приговоров, которые выносились по фактам мошенничества кассовых сотрудников.
Кассир и одновременно ответственный сотрудник за введение штрих-кодов товаров в программу «1С», специально не включала некоторые коды. Смысл был в том, что кассовый аппарат не учитывает продажу товара, если не может распознать код. Затем, во время пробития товаров кассир делала так, что покупатель не дожидался чека (например, начинала долго менять ленту, либо говорила, что завис кассовый аппарат).
Безусловно, подобный сценарий разыгрывался не со всеми людьми, а только с теми покупателями, которые были уставшими. Практика показывает, что опытный взгляд сотрудника таких людей распознает за несколько секунд.
В чем же суть мошеннической схемы? Все очень просто. Покупатель оплатил свои покупки, однако они не были считаны кассовым аппаратом. Поэтому кассир в конце рабочего дня забирала излишки денег из кассы себе.
Однозначно, в большем убытке находится именно магазин – товар продал, однако денег за него не получил. Но и покупатель рискует, потому что при необходимости доказать приобретение продукта именно в этом магазине, не сможет. В кассе нет сведений, что такой товар продали.
Пожалуй, наиболее распространенный способ мошенничества, из-за которого пострадало множество покупателей, и много кассиров привлекли к ответственности по УК РФ.
Такая мошенническая схема работает с теми покупателями, которые за один раз приобретают много товаров, при этом торопятся – чаще всего это клиенты продуктовых магазинов.
Многие не изучают чек, а зря! Поэтому кассовый работник пробивает еще один штрих-код вместе с другими товарами. Штрих-код обычно припасен заранее и располагается под рукой, либо вбивается по памяти. Если все же клиент решает проверить чек, видит, что ему пробили лишний товар, кассир извиняется, говоря, что продукт засчитался с другого чека.
В большинстве же случаев никто не замечает обмана, а таким простым способом кассир увеличивает себе заработную плату.
Бывают и другие вариации мошеннической схемы:
В сетевых супермаркетах, которые имеют свою бонусную программу, все кассиры имеют карты лояльности. При этом свой бонусный счет они пополняют за счет клиентов. Подменяют их карту на свою карту во время зачисления баллов.
А после эти баллы трансформируются в живые деньги – после проведения очередной покупки сотрудник отменяет операцию, снова ее проводит, благодаря чему списывается бонусная скидка. Полученная разница становится приятным бонусом к заработной плате.
Главный момент, который помогает кассирам проворачивать мошеннические схемы, это оплата товаров наличными средствами. Взять излишки из кассы проще, чем проводить возврат с осуществленного банковского платежа. Помимо этого, ФНС и ЦБ РФ запрещают оформлять возврат наличными, если изначально была оплата безналичным способом.
Поэтому рассчитываясь за свои покупки посредством банковской карты, мы усложняем жизнь недобросовестным кассовым работникам, не оставляем лазеек для обмана.